Меню
12+

«Велижская новь», газета МО «Велижский район» Смоленской области

31.01.2020 09:36 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

А МЫ В ВОЙНУ С ТОБОЙ ЛЕТАЛИ…

Автор: Е. Витина

2020 год – юбилейный год Великой Победы. Великая Отечественная война по своим масштабам, разрушениям и человеческим жертвам не имела себе равных за всю историю нашего государства.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. длилась 1 418 дней и ночей. Эта трагедия коснулась абсолютно каждого в нашей стране, прошла через каждую семью и сердце каждого гражданина СССР. За годы Великой Отечественной войны погибло более 27 миллионов человек. Много людей умерло от голода, бомбежек, артобстрелов, тяжких условий жизни и труда. В эти тяжелые годы солдаты и обычные жители совершали героические поступки, спасая чужие жизни и приближая Великую Победу.

На страницах районной газеты в юбилейный год Великой Победы мы должны рассказать как можно больше о подвигах людей, чтобы знали и помнили, уважали и берегли. Ведь чем больше мы будем знать о том суровом времени, чем больше будем рассказывать об этом нашим детям и внукам – наследникам Великой Победы, тем значимее будет наша Победа, тем больше уверенности будет в том, что это больше никогда не повторится!

Сегодня мы хотим рассказать нашим читателям о женщине-летчице Валентине Гризодубовой.

Родилась Валентина Гризодубова в Харькове 27 апреля (по старому стилю 14 апреля) 1909 года (эта подлинная дата рождения установлена сотрудниками музея Гризодубовых в Харькове), официальной же датой рождения считается 31 января (18 января по старому стилю) 1910 года.

Уже в два с половиной года Валентина поднялась в небо на отцовском аэроплане, привязанная к отцу ремнями. В 14 лет она совершила первый полет на планере в Коктебеле на слете планеристов.

После окончания средней школы поступила в Харьковский технологический институт. 4 ноября 1928 года, будучи студенткой, зачисляется в первый набор Харьковского Центрального аэроклуба. Окончила аэроклуб за три месяца. Для продолжения обучения летному мастерству в Харькове не было возможностей, и Валентина Гризодубова, оставив институт, поступила в 1-ю Тульскую летно-спортивную школу ОСОАВИАХИМа. В 1929 году поступила в Пензенскую школу летчиков-инструкторов.

Занималась планерным спортом. С 1930 по 1933 год работала летчиком-инструктором в Тульском аэроклубе «Добролет», затем – инструктором летной школы около подмосковной деревни Тушино. В 1934-1935 годах была летчиком агитэскадрильи имени М. Горького, базирующейся на Центральном аэродроме в Москве. Работая в эскадрилье, она облетела почти всю страну на различных типах самолетов того времени. Летала над Памиром, Кабардино-Балкарией, Ферганской долиной. В 1939 году назначена начальником Управления международных воздушных линий СССР. Училась в Ленинградском институте инженеров Гражданского воздушного флота.

В октябре 1937 года установила пять мировых авиационных рекордов на легкомоторных самолетах. Так, 24-25 сентября 1938 года в качестве командира экипажа вместе с П.Д. Осипенко и М.М. Расковой на самолете «Родина» (АНТ-37 «Родина») совершила беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток, установив международный женский рекорд дальности полета (за 26 часов 29 минут покрыто расстояние в 6 450 км). После Урала прервалась радиосвязь с землей, поэтому экипаж пролетел мимо Комсомольска-на-Амуре, где планировалась посадка и торжества. Когда топлива осталось на полчаса, Гризодубова решила садиться в тайге с убранными шасси и приказала Расковой прыгать с парашютом. Самолет приземлился на болота в верховьях таежной реки Амгуни. Поиски самолета велись активно, и экипаж все-таки обнаружили с воздуха. Из села Керби вышел катер «Дальневосточный», и в верховьях реки Амгуни и был обнаружен экипаж. За этот перелет 2 ноября 1938 года ей первой среди женщин было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

После учреждения знака особого отличия 4 ноября 1939 года ей была вручена медаль «Золотая Звезда» № 104.

В.С. Гризодубова, используя свою известность и знакомства в высших кругах, неоднократно ходатайствовала в защиту людей, пострадавших от репрессий. В частности, вместе с прославленным летчиком М.М. Громовым она вступилась за С.П. Королева, будущего создателя советской космической программы. Во многом благодаря их усилиям его перевели из лагеря на Колыме в ЦКБ-29.

В 1941 году вступила в ВКП(б). В начале Великой Отечественной войны подполковник В.С. Гризодубова возглавляла Московскую авиагруппу особого назначения, Антифашистский комитет советских женщин, стала членом комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков (1942). В апреле 1942 г. сформировала и возглавила чисто мужской 101-й авиаполк на самолетах Ли-2, участвовала в переоборудовании гражданских самолетов в ночные бомбардировщики. Действуя ночами, полк доставлял грузы нашим войскам, бомбил ближний тыл неприятеля, работал в интересах партизан.

С апреля 1942 г. по апрель 1944 г. 101-й авиаполк, возглавляемый В.С. Гризодубовой, участвовал в обороне Сталинграда, битве на Курской дуге, над Левобережной и Правобережными районами Украины, под Ленинградом. На май 1943 года лично совершила около 200 боевых вылетов (в том числе 132 ночных) на самолете Ли-2 на бомбардировку вражеских объектов, для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанскими отрядами. В 1943 году присвоено звание полковника.

Весной и летом 1943 г., когда партизаны Украины готовились активизировать боевые действия в тылу врага, полк Гризодубовой доставил в партизанские соединения Ковпака, Сабурова, Федорова и другие сотни тонн военных грузов. С особым напряжением действовал 101-й авиаполк при освобождении Ленинграда и Ленинградской области, за что был удостоен почетного наименования «Красносельский».

С 1946 г. полковник Гризодубова в запасе, работала в гражданской авиации. Скончалась в Москве 28 апреля 1993 г. на 83-м году жизни.

В.С. Гризодубова – Герой Советского Союза и Герой Социалистического Труда была награждена орденами Ленина (дважды), Октябрьской революции, Отечественной войны I степени (дважды), Трудового Красного Знамени, Красной Звезды. Депутат Верховного Совета СССР в 1937-1946 гг. В самых разных городах нашей огромной страны есть улицы имени Валентины Гризодубовой, в том числе и в Смоленске.

Велижане в авиации в годы Великой Отечественной войны

В Велижском историко-краеведческом музее нет данных о том, имели ли велижане отношение к авиации до Великой Отечественной войны, но мы, например, можем с гордостью говорить о Герое Советского Союза П.И. Селезневе, который пошел в авиацию по зову Родины и в 1940 г. окончил Мелитопольское военно-авиационное училище. С первых дней войны он – летчик-наблюдатель на Западном, Волховском, Ленинградском фронтах. Совершил 252 вылета. Лично сбил фашистский самолет. По его разведывательным данным было потоплено 20 транспортных и 35 боевых кораблей противника. Именно с Великой Отечественной войной связаны авиационные судьбы многих наших земляков: младшего лейтенанта ВВС, штурмана 690-го ночного ближнебомбардировочного авиаполка второй воздушной армии Я.Л. Каца, воевавшего на Украине, в Польше, Германии, Чехословакии, Австрии, совершившего 300 боевых вылетов; Г.Т. Тевелева, воевавшего на Ленинградском, Волховском, Третьем Прибалтийском фронтах. С.И. Юшкевич (1907-1997) в 1927 году переехал из Велижа в Ленинград. Отслужив в армии, поступил в летную школу. Во время советско-финской войны служил в разведывательной авиации на Мурманском направлении. Во время Великой Отечественной войны служил в бомбардировочной авиации, а затем – в транспортной по снабжению партизан. Участвовал в войне с Японией. С конца 1940-х годов служил в истребительной авиации на штабной работе. Участник войны в Корее. П.Г. Горелов служил в авиации механиком. С.А. Захаренко, когда началась война, уже служил на 179-й авиабазе в г. Котовский Одесского округа. Воевал за Крым, Кавказ, Белоруссию, Польшу, Германию. День Победы встретил во Франкфурте. С.Е. Сафронов воевать начал под Велижем в составе 332-й стрелковой дивизии 4-й ударной армии. После госпиталя попал в Москву, где стал служить на центральной базе при Военно-воздушных силах.

Использованы материалы сайта http://nebo.histrf.ru/grizodubova.html и Велижского историко-краеведческого музея, директор Л.А. Качулина

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

15