19.05.2015 10:32 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 38-39 от  21.05.2015 г.

НАУЧИТЬ ШКОЛЬНИКОВ «ВИДЕТЬ» ИСТОРИЮ

Автор: Г.М. Колобова, заведующая школьным музеем

В школьном музее

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. И ныне, как никогда, важным фактором патриотического воспитания становится история героического прошлого народов России. Важность гражданско-патриотического воспитания обусловлена падением в последние годы уровня  духовной культуры общества, снижением интереса у подрастающего поколения к истории,  углублением противоречий между старшим и молодым поколениями. Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее. Но это невозможно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны и не просто интереса, а познавательной деятельности.

«Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент — патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумаем» (В. В. Путин «Совещание представителей власти и общественности по вопросам нравственного и патриотического воспитания молодежи в Краснодаре 12.09.2012 г.»).

Именно школьный музей, тесно связанный с краеведением, является фундаментом  воспитания  у учащихся любви к родному краю, его истории,  патриотизма, гражданственности. Во время работы в музее у школьников формируется сознание общественного долга, дисциплины, приобретаются организаторские навыки. С помощью музейных экспонатов можно научить школьников «видеть» историю, представлять всё то, что стоит за предметом, воспитать умение проследить связь экспоната с эпохой, его породившей. При этом осуществляется передача огромного, исторического опыта.

Школьный музей является одним из самых эффективных рычагов сохранения и осмысления человеческого опыта. Кроме этого, это – отбор и совершенствование того, что выдержало испытание временем, проверку практикой поколений — в материальной и духовной культуре и, конечно же, в сфере нравственности. Музей не только сообщает определенный набор знаний, но и вступает в диалог с посетителями, побуждая их к самостоятельному творческому поиску. Он не просто транслирует ту или иную информацию, а воздействует прежде всего на чувства человека, пробуждает эмоции и воспитывает вкус.

Датой основания музея Боевой Славы Муниципального  бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа №2» города Велижа считается 10 сентября 1976 года, когда  по результатам паспортизации  ему было присвоено звание «Школьный музей».

В апреле 2014 года произошло торжественное открытие второй комнаты музея, созданного на основе музея Боевой Славы МБОУ Большержавской основной общеобразовательной школы.

Любой посетитель музея увидит, что большая  часть экспозиций  посвящена истории Великой Отечественной войны: «О прошлом  ради будущего» (о ветеранах Велижа),  «Великие подвиги Ваши бессмертны» (о почетных гражданах Велижа), «Нас в бой послал народ страны великой» (о 332-й стрелковой дивизии), «Память о павших героях храните!», «Небо останется нашим» (о 21-ом истребительном авиационном полке), «Мы в битвах решали судьбу поколений» (о 488-м артиллерийском полке),  «145-я Витебская Краснознаменная стрелковая дивизия», «Золотые звезды района» (о велижанах — Героях Советского Союза).

О Великой Отечественной войне рассказывают и музейные выставки: «334-я стрелковая дивизия», «360-я стрелковая дивизия»,  «332-я стрелковая дивизия», «249-я стрелковая дивизия», «17-й Гвардейский минометный полк», «Небо над городом», «Боевые награды Родины», «Память о войне», «Мы помним».

Особую группу фондов составляет военное снаряжение: сапёрные лопатки, каски, гильзы от мин, снарядов, фляжки, ножницы для разрезания проволоки, затвор от винтовки, части противотанковых ружей, снаряжения и личные вещи бойцов, найденные в результате работы полевых экспедиций на местах жестоких боев и др.  

В витринах музея можно увидеть личные вещи  ветеранов Великой Отечественной войны и погибших воинов, которые прислали их родственники: морской бушлат Чурюкина А.Ф., офицерская фуражка Шость Ю.Т., футляр для красок Березина А.Ф.  и др., а также воспоминания ветеранов  334-й стрелковой дивизии, летопись боевых операций 360-й Невельской Краснознаменной стрелковой дивизии,  16-й Гвардейской ордена Ленина стрелковой дивизии, 488-го артиллерийского полка, 17-го минометного Гвардейского полка, 156-й  и 358-й стрелковых дивизий,  воспоминания ветеранов и летопись 145-й Витебской Краснознаменной  стрелковой дивизии, истории  21–го истребительного авиационного полка и  332-й Иваново — Полоцкой ордена Суворова II степени стрелковой дивизии им. М.В.Фрунзе, летопись 43-й армии, воспоминания ветеранов  4-й Ударной Армии и  Героя Советского Союза летчика — истребителя В.Барсукова, фотоальбом, отражающий историю Витебского  Краснознаменного ордена Кутузова II степени  6-го авиационного полка, фотографии из фронтовых архивов, фронтовые письма, альбом о боевом пути Смоленского полка особого назначения И.Ф. Садчикова «От Смоленска до Берлина», подаренный советом ветеранов этого полка, ксерокопии боевых листков «Народный мститель», воспоминания родственников воинов, захороненных на Лидовой горе, в городе Велиже, сборник песен и стихов ветеранов Великой Отечественной войны.

Особое место в музее занимают воспоминания  ветеранов Великой Отечественной войны. Так, ветеран 334 стрелковой дивизии  А. Липатов,  рассказывая о мае 1943 года, описывает  действия взвода разведчиков, которые получили боевое задание «взять языка». По его воспоминаниям, три дня они не уходили с переднего края, рассматривая в стереотрубу окраины Велижа. Они видели печные трубы, сиротливо смотревшие в небо, обгоревшие деревья с редкими зелеными листочками и гитлеровцев, занявших город. На пологом берегу разведчики разглядели дзоты, среди которых выделялся «бугорок», подозрительный и непонятный. Что это?  Дзоты, а может быть, группа землянок? Или штаб? Значит, здесь можно попробовать захватить «языка». У разведчиков созрел план ночного действия. Коротка майская ночь. Оттолкнувшись от берега, четыре лодки с разведчиками направились на противоположный берег реки. Бесшумно вышли на берег, замаскировали лодки. Вперед поползли саперы, прокладывая путь в минном поле. Вот и проволочное заграждение в шесть рядов. Быстро разрезали проволоку и поползли дальше. Но на востоке заалела узенькая полоска утренней зари. Надо отходить. Оставаться нельзя. Фашисты могут обнаружить группу. Благополучно перебрались на свой берег. С наступлением темноты разведчики снова приступили к выполнению боевой задачи. Переправились на левый берег в том же месте, быстро нашли проходы в минном поле, в проволочном заграждении. Поползли вперед и встретили на своем пути траншею. Добрались по ней до блиндажа. Забросали его гранатами и бросились вперед туда, где, по их наблюдениям, находился «бугорок». Он оказался скоплением землянок. Фактор неожиданности и натиска сыграл свою роль. Начались паника и суматоха среди фашистов, в результате которых разведчикам удалось захватить «языка». Под прикрытием артиллерийского и минометного огня группа разведчиков переправилась на правый берег. Приказ был выполнен. Свой боевой путь капитан А. Липатов закончил в Кенигсберге. Его заслуги отмечены орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны II  степени, многими медалями. О своих заслугах говорит немногословно. В одном из его писем есть такая фраза: «Писать о себе не люблю, говорить о заслугах не умею. Воевал так, как требовала Родина».

Ветеран 334 стрелковой дивизии подполковник запаса М. Григорьев в своем фронтовом блокноте описывал события под Велижем в январе 1943 года, периода, когда командованием была запланирована одна из наступательных операций. Успешным осуществлением ее намечалось создание плацдарма на левом берегу Западной Двины, который потом можно использовать для наступления на Витебск. Для решения этой задачи был создан специальный штурмовой отряд, в который был включен и майор М. Григорьев, назначенный представителем командования дивизии.16 января отряд был готов к выполнению приказа. 17 января бойцы заняли позиции в городе на правом берегу реки. Началась короткая артподготовка. Сигнал к атаке. Выбежав из траншей, наши бойцы по льду пошли в атаку. Нужно было перебежать реку по открытой местности и занять траншеи противника. В этот момент ожили огневые точки врага. Немцы открыли артиллерийский, пулеметный и автоматный огонь. Но наши войска все-таки смогли ворваться во вражеские окопы. Не всем суждено было остаться в живых, был тяжело ранен командир, и М. Григорьев принял командование отряда на себя. Бойцы,  сражаясь за каждый дом, за каждую улицу, упорно продвигались вперед. В ходе сражения бойцам удалось добыть у вражеского офицера карту обороны Велижа, что облегчило решение боевой задачи. Жестокая схватка завязалась за здание городской бани, которая находилась на высоком берегу оврага и окнами выходила на нашу сторону.

С ходу взять это здание не удалось, тогда наши бойцы, обойдя его с двух сторон, ворвались в него и уничтожили вражеских солдат. К исходу 17 января задача была выполнена — на берегу реки были заняты траншеи противника и два городских квартала. Предпринятые немцами контратаки успеха не имели. Действия отряда были высоко оценены командованием Четвертой Ударной Армии.   

Важное место в музейной деятельности занимают экскурсии. 

Экскурсоводы рассказывают посетителям музея о лейтенанте  Сидоренко Иване Михайловиче,  снайпере, активном участнике боев за Велиж. В 1944 г. за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, снайпер был удостоен звания Героя Советского Союза.

Посетители музея узнают об одиннадцатилетнем мальчике Юре Жданко, которого солдаты 4-ой Ударной Армии встретили во время одной из разведок в районе Суража. Под Велижем мальчик отважно сражался, ходил в разведку и был награжден медалью «За отвагу».

Большой материал собран о боевом пути 145-ой  Витебской Краснознамённой стрелковой дивизии. Дважды  ветераны этой дивизии организовывали встречи на базе нашего района. Это позволило из первых уст записать воспоминания о мужестве и отваге воинов, которые со связками гранат бросались под танки, о многодневной обороне на 50-километровом рубеже от Велижа до Демидова. Бои шли жестокие — наши воины защищались, поливая кровью каждый холм, каждую высоту. Константин Николаевич Романов, председатель совета ветеранов, оставил в дар музею историю полка, написанную им на основе воспоминаний своих однополчан. Школьники с большим волнением открывают эту книгу. Перед ними, как живой, встаёт старшина Иванов, специалист по «языкам», старший лейтенант Бадехин — лучший разведчик, сержант Сахаров, который с гранатами бросился под танк, Романов-командир батареи, лейтенант Помаскин, создавший «кочующие орудия», и многие другие. В музее оформлено два стенда, посвящённых истории 145-ой Витебской Краснознамённой стрелковой дивизии. В витринах представлены личные вещи ветеранов, фотографии, карты мест боевых действий.

Воскресным утром 22 июня 1941 года юная девушка Катя Демидова  отправилась из родной деревни Шакоры в Велиж сдавать экзамены в Велижское педучилище. Именно в этот день она узнала от прохожих  о войне. Находясь в оккупации, Катя поддерживала связь с партизанами, в 1942 году и сама  вступила в ряды народных мстителей. Свой боевой путь она начала разведчицей в отряде Бати. Много раз она  совершала рейды через линию фронта, доставляла в отряд оружие и боеприпасы. Летом 1942 года Катя была направлена в разведывательно-диверсионный полк особого назначения, которым командовал Садчиков. Перед боями девушка с подругами ходила в разведку, чтобы узнать о планах гитлеровцев, выяснить численность  и вооружение частей противника. О славных боевых делах партизанского полка рассказывают воспоминания Екатерины Ильиничны Демидовой «Полк особого назначения» и фотоальбом «От Смоленска до Берлина», изданный советом ветеранов полка. В нём  представлены 200 фотографий, документальные материалы, из которых следопыты узнали, что первый ожесточённый бой полк вёл за деревню Холм Демидовского района, после него партизаны прошли по вражеским тылам сотни огненных километров. Партизаны уничтожали фашистов и их технику, защищали мирных жителей Смоленщины и Белоруссии  от гитлеровского «нового порядка», создавали партизанские края, свободные от оккупантов. Просто и тепло рассказывает Екатерина Ильинична о партизанском разведчике Михаиле Егорове. Он воевал в полку более двух лет. За это время Егоров участвовал во многих разведывательных операциях, храбро сражался с врагом, шёл вперёд и увлекал за собой товарищей. После соединения с частями Красной Армии Егоров прошёл боевой путь до Берлина в составе 756-го стрелкового полка 150-ой стрелковой дивизии. 30 апреля 1945 года сержант Егоров вместе с младшим сержантом Кантария водрузил над рейхстагом Красное Знамя Победы. В марте 1944 года гитлеровское командование направило против партизан полка крупные силы пехоты и танков, поддержанные самолётами. Окружённые партизаны отражали атаки фашистов, а когда обстановка стала опасной, в ночь с 4 на 5 мая 1944 года предприняли операцию по прорыву вражеского кольца в районе посёлка Ушачи Витебской области. После огненного прорыва полк продолжал громить фашистов до соединения с частями 1-го Прибалтийского фронта 3 июля 1944 года.

Экскурсоводы музея рассказывают о Хуттабе П.В., учителе из Абхазии, о Беляеве М.А., помощнике мастера Тейковской ситцевой фабрики, о Бондаренко П.Ю., колхознике из Харьковской области, о Васильеве Л.Т., воспитаннике детского дома г. Куйбышева, которого направили в Ленинградское художественное училище как талантливого юношу, о Виноградове Ю.Ф., который с отличием закончил Ивановский пединститут, о Куликове Г.Г., потомственном рабочем г. Шуи, о Жадобнове И.Е., плотнике из Владимирской области, о Глущенко Г.Я., шофере из Алтайского края, о Баруздине М.Д., леснике из Костромской области, и о многих других. Все они ушли на фронт защищать Родину и сражались, проявляя чудеса героизма. Им не удалось встретить победную весну 1945 года. Но каждый год 9 мая у братской могилы  звучат слова благодарности тем, кто подарил нам жизнь, подарил мир и свободу.

На сегодняшний день 12  ветеранов Великой Отечественной войны и малолетних узников проживают в микрорайоне школы.

На базе музея работает творческое объединение «Красная гвоздика» для учащихся 6-10 классов. Музей является активным участником акций «Подари тепло души» (поздравление ветеранов), 9 мая 2014 и 2015 годов школа приняла участие во Всероссийской операции «Бессмертный полк». Учащиеся школы пришли на митинг с фотографиями своих родственников. Этот день  не оставил равнодушным ни одного человека. День памяти. День воспоминаний. День, который должен передаваться из поколения в поколение.

В год 65-летия Победы в 2010 году музей стал победителем в областном смотре-конкурсе  военно-исторических музеев образовательных учреждений, посвященном 65-летию Победы в Великой Отечественной войне,  и  был награжден Дипломом I степени.

В сентябре 2014 г. мы провели среди учащихся старших классов мини-опрос из 3 вопросов: 1. Что такое патриотизм? 2. Кто такой патриот? 3. Считаешь ли ты себя патриотом?

 97% учащихся 9-11 классов ответили, что патриотизм — это любовь к Родине, готовность стать на ее защиту. Патриот — человек, любящий свою Родину, готовый ее защищать. И все опрошенные назвали себя патриотами.

Таким образом, музей является составляющей школьного организма, неотъемлемым звеном единого образовательного процесса. Он призван обеспечить дополнительное краеведческое образование, гражданско-патриотическое воспитание учащихся.

Школьный музей является ключевым звеном в процессе передачи от поколения к поколению нравственных и культурных ценностей. Музей способствует формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности.

Музей формирует чувство причастности и уважения к прошлому. Воспитательная функция школьного музея в том, что он создает особую образовательную среду для формирования у учащихся целостного отношения к культурно-историческому наследию.

Чтобы по-настоящему любить свой край, нужно знать его историю. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и нужно», — утверждал Александр Сергеевич Пушкин.

Г.М. Колобова, заведующая

школьным музеем

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

294