Меню
12+

«Велижская новь», газета МО «Велижский район» Смоленской области

30.07.2013 10:25 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск №62-63 от  01.08.2013 г.

ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ

Заместитель Управляющего отделением Пенсионного фонда России по Смоленской области Е.М. Корнеева ответила на вопросы корреспондента газеты «Рабочий путь» об изменениях в пенсионной системе. Предлагаем вниманию наших читателей это интервью.

– Почему возникла необходимость менять действующий порядок расчета пенсий, и что ожидает будущих пенсионеров?

 – Порядок расчета пенсий будет меняться для тех , кто будет уходить на пенсию после 2015года, и прежде всего для более молодого поколения.

 Но при введении новых правил обязательным останется конституционный принцип: все пенсионные права, сформированные до даты перехода на новую формулу, фиксируются, сохраняются и не могут быть уменьшены.

 Перед разработчиками нового порядка исчисления пенсий Правительство поставило крайне сложные задачи такие, как гарантирование приемлемого уровня пенсионного обеспечения граждан и в то же время обеспечение минимальных гарантий пенсионного обеспечения гражданина на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера; обеспечение адекватности пенсионных прав заработной плате, повышение роли стажа при формировании пенсионных прав и расчете размера пенсии, и что немаловажно  – сохранить достаточный уровень страховой нагрузки на работодателей и на федеральный бюджет.

В российской пенсионной системе в 2013 и в последующие годы произойдет ряд изменений, которые коснутся, как уже сказано, прежде всего будущих пенсионеров, а также работодателей. Стратегией учтен как российский, так и мировой опыт развития пенсионной системы, результаты экономического развития и демографическая ситуация в стране.

 В России достигнуты определенные результаты по итогам реформирования с 2002г. В 2012г средний размер трудовых пенсий по старости в целом в РФ составил 9706 руб, в Смоленской области-9263 руб. С 2002г он увеличился в номинальном выражении в 6,5раза, в реальном- более чем в 2,8 раза. Отношение трудовой пенсии по старости к прожиточному минимуму постоянно увеличивается: в 2002г -108,4%, в 2012г-179,8%. Отношение среднего размера трудовой пенсии по старости к среднему заработку по экономике в 2002г было 34%, к 2012г-36,8% .

 Вместе с тем, оставлять пенсионную систему без дальнейшего развития невозможно, нужна ее модернизация. Сегодня очевидно, что пенсионное законодательство требует реформирования. Иначе уровень пенсионного обеспечения может постепенно ухудшаться, а этого допустить нельзя. Уже сейчас пенсионные права не обеспечены в полном объеме финансовыми средствами. В России велик объем теневой занятости и скрытой заработной платы. Все эти проблемы нужно рассматривать в системной связи с решением целого ряда экономических, демографических и социальных вопросов.

 В текущий период и в долгосрочной перспективе до2030 г. предусмотрено решение важных системных вопросов: прежде всего необходимо закрепить принцип обязательности уплаты страховых взносов всеми страхователями и определить ответственность работодателей вплоть до уголовной за неуплату обязательных страховых взносов, а преференции предоставлять государством через субсидирование.

Для обеспечения дополнительного источника финансирования досрочных пенсий с этого года введен дополнительный тариф для работодателей, имеющих рабочие места с вредными и тяжелыми условиями труда в размере 4 % по списку №1 и 2% по списку №2, ежегодно он будет увеличиваться.

 Пенсионная система может работать стабильно только при ее сбалансированности. Расходы должны соотноситься с доходами. Нельзя говорить о достаточно высоком уровне пенсионного обеспечения без решения вопроса об увеличении заработной платы. Только при достижении этого показателя государство сможет решить проблему низких размеров пенсий. Ясно, что эта первостепенная проблема может решаться только системным путем и на государственном уровне.

– Чем же новые пенсионные правила лучше тех, которые действуют сегодня? Каковы их основные отличия?

–  Сегодня размер трудовой пенсии по старости зависит в первую очередь от объема страховых взносов, которые работодатели в течение трудовой деятельности уплачивают за работника в систему обязательного пенсионного страхования. При этом длительность страхового (трудового) стажа практически не влияет на размер пенсии. В результате получается, что пенсионные права, которые формируются у работающих граждан, неадекватны обязательствам по выплате им пенсий.

Действующий порядок расчета трудовых пенсий по старости несправедлив к самой экономически активной категории населения, к тем, кто собирается долго вести активную трудовую жизнь. Уравнительный принцип расчета пенсий приводит к тому, что пенсионные выплаты гражданам, имеющим незначительный страховой (трудовой) стаж, осуществляются примерно в том же объеме, что и гражданам с продолжительным трудовым стажем.

Трудовая пенсия по старости, как и сегодня, будет состоять из двух частей: страховой и накопительной:

1. Страховая пенсия будет рассчитываться с применением индивидуального пенсионного коэффициента (новый показатель- ИПК) и с учетом фиксированного платежа (аналога сегодняшнего фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, его размер в 2013 году равен 3610,31 руб.);

2. Накопительная пенсия, исчисление размеров которой будет идентично сегодняшнему расчету накопительной части трудовой пенсии.

При расчете страховой пенсии по новым правилам впервые вводится понятие «годовой пенсионный коэффициент», которым предполагается оценивать каждый год трудовой деятельности гражданина. Годовой пенсионный коэффициент будет равен отношению зарплаты гражданина, с которой в конкретном году уплачивались страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования, и максимальной зарплаты, с которой работодатели по закону уплачивают страховые взносы в систему ОПС (в 2013г он равен 568 тыс. руб).

Чем выше зарплата, тем выше и годовой пенсионный коэффициент.

При расчете годового ПК будет учитываться только официальная зарплата до вычета подоходного налога (13%). Максимальное значение годового ПК будет равно10. Стоимость одного пенсионного коэффициента ежегодно будет определяться Правительством РФ.

Если общий страховой стаж гражданина (периоды, за которые уплачивались страховые взносы в пенсионную систему) к дате назначения трудовой пенсии будет более 35 лет, то по новым правилам трудовая пенсия будет назначаться в повышенном размере. За каждый год трудового стажа от 30 до 40 лет для женщин и от 35 до 45 лет для мужчин дополнительно начисляется 1 пенсионный коэффициент. За стаж в 35 лет для женщин и 40 лет для мужчин дополнительно начисляется 5 пенсионных коэффициентов.

По новым правилам расчета трудовой пенсии будут учитываться в стаж такие значимые периоды жизни человека, как срочная служба в армии и уход за ребенком. За эти так называемые «нестраховые периоды» будут присваиваться особые коэффициенты.

При расчете страховой пенсии будут суммироваться все годовые пенсионные коэффициенты, в том числе особые коэффициенты за страховые нетрудовые периоды: за отпуск по уходу за детьми, срочную службу в армии, за более поздний выход на пенсию. Далее полученная сумма годовых и премиальных пенсионных коэффициентов будет умножаться на стоимость годового пенсионного коэффициента, которая, как отражено выше, ежегодно устанавливается Правительством РФ, и на коэффициент за отложенный выход на пенсию.

К полученному значению будет прибавляться фиксированная выплата, увеличенная на размер премиального коэффициента за работу после достижения пенсионного возраста (при условии необращения за назначением трудовой пенсии по старости).

По новым правилам выходить на пенсию позже будет выгодно. За каждый год более позднего обращения за пенсией страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты. Например, если вы проработаете после достижения пенсионного возраста три года без обращения за назначением трудовой пенсии, то фиксированная выплата будет увеличена на 19%, а страховая пенсия – на 24%.

Еще одна особенность: с 2025 года минимальный общий стаж для получения трудовой пенсии по старости достигнет 15 лет (с нынешних 5 лет он будет в течение 10 лет поэтапно увеличиваться – по 1 году в год). Следует отметить, что в большинстве стран минимальный стаж, дающий право на трудовую пенсию, – 20 лет.

Те, у кого общий стаж будет менее 15 лет, будут иметь право на социальную пенсию на 5 лет позже общеустановленного возраста (женщины- в 60 лет, мужчины -в 65 лет). Как и сейчас, неработающим пенсионерам будет производиться социальная доплата к пенсии до прожиточного уровня пенсионера в регионе проживания.

Предполагается, что условия назначения трудовой пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца останутся прежними.

– А что изменится в условиях установления накопительных выплат?

– Помимо страховой пенсии, будет продолжать устанавливаться накопительная пенсия.

Накопительная пенсия – это ежемесячная выплата пенсионных накоплений, сформированных за счет страховых взносов работодателей и дохода от их инвестирования. Сегодня работодатели платят страховые взносы в обязательную пенсионную систему по тарифу 22% от фонда оплаты труда работника. Из них для лиц 1967г и моложе 6% тарифа идет на формирование пенсионных накоплений, а 16% – на формирование страховой части пенсии и фиксированного базового размера (ФБР) в составе страховой части.

Если гражданин старше 1967 года рождения и в 2002-2004г он не работал, то его трудовая пенсия по старости не будет содержать накопительной части пенсии, потому что за эту категорию граждан с 2005г работодатели отчисляют весь объем страховых взносов только на страховую часть пенсии.

Если же гражданин родился в 1967 году и позже, в 2013 году ему дополнительно предоставлена возможность выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии: либо оставить 6%, как сегодня, либо снизить его до 2%, тем самым увеличив тариф на формирование страховой части пенсии с 10% до 14%.

По новым правилам расчета размер накопительной пенсии также будет выше, если обратиться за назначением трудовой пенсии позднее общеустановленного пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин). Ведь для расчета накопительной пенсии сумма пенсионных накоплений делится на так называемый Т –  период ожидаемой выплаты пенсии – на 19 лет, или на 228 месяцев. А если, например, обратиться за назначением пенсии на три года позднее, то сумма пенсионных накоплений делится уже на 16 лет, или на 192 месяца.

– Минтруда разработало  пенсионный калькулятор. Для кого он может применяться, и где можно его посмотреть и как использовать?

 – Пенсионный калькулятор размещен на web-сайтах Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (www.rosmintrud.ru) и Пенсионного фонда Российской Федерации (www.pfrf.ru). Предназначен он для расчета условного размера трудовой пенсии по старости в ценах текущего 2013года по действующей пенсионной формуле и новой формуле, которая в настоящее время разрабатывается Минтруда по заданию Правительства. Но необходимо иметь в виду , что калькулятор не предназначен для расчета размера пенсии нынешних пенсионеров, тех лиц, которым до пенсии менее 3-х  лет, а также для инвалидов и потерявших кормильца., военнослужащих, сотрудников силовых ведомств, индивидуальных предпринимателей.

 Какой бы пенсионная формула ни была, трудовая пенсия по старости является определенным итогом деятельности человека. Расчет условного размера пенсии поможет смоделировать свой жизненный и трудовой путь, определить оптимальную продолжительность стажа, понять, как будут влиять на размер пенсии в том числе служба в армии, уход за детьми. Можно увидеть, как  существенно увеличивается размер пенсии при общем стаже 30-35 лет и при более позднем выходе на пенсию. Меняя вводимые данные (кроме даты рождения и пола), можно увидеть, как изменяется условный размер пенсии.. В калькулятор предлагается ввести 8 основных параметров: пол, год рождения., период воинской службы, период планируемой работы до достижения пенсионного возраста, планируемое количество детей, сколько лет вы готовы работать после достижения пенсионного возраста без обращения за пенсией, ваш тариф на накопительную часть пенсии, ваша официальная зарплата.

 Меняя показатели, вы получите разные результаты условного размера пенсии, а дальше выбор за вами- зарабатывать свою будущую пенсию либо надеяться на государство и получать минимум и гораздо позднее по времени.

– Будут ли пересматриваться размеры пенсий пенсионеров, ушедших на пенсию до введения норм нового пенсионного законодательства?

 – Как уже сказано, все пенсионные права, сформированные до даты перехода на новую формулу, будут зафиксированы, сохранены и не могут быть уменьшены. Если законодатель определит норму перерасчета раннее установленных пенсии по новой формуле , и при определенных условиях кому — либо будет выгодно произвести перерасчет, то такие перерасчеты будут произведены органами ПФР. Мы являемся правоприменительными органами и действуем только в рамках законодательства. Все будет определено в законе, который сейчас разрабатывается.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

159