Меню
12+

«Велижская новь», газета МО «Велижский район» Смоленской области

27.11.2013 09:09 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 96-97 от 28.11.2013 г.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ПОИСКОВОЕ ДВИЖЕНИЕ

Автор: Беседовала А.Васильева
Участники Вахты Памяти 2013
Целенаправленно в течение ряда лет в нашем районе патриотическим воспитанием занимается Александр Иванович Гренко, директор МБОУ Велижской СОШ №2, командир поискового отряда «Воин».

 – Александр Иванович, какие задачи стоят перед образовательным учреждением в плане патриотического воспитания?

– В настоящее время главными задачами образовательного учреждения являются формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения содержания образовательных программ школы, а также воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. Под воспитанием понимается в педагогическом смысле работа, направленная на формирование системы определенных качеств, взглядов и убеждений учащихся (нравственных, умственных, правовых, художественных, трудовых, патриотических). Таким образом, патриотическое воспитание – это воспитание любви к окружающей природе, Родине, семье…

Заниматься целенаправленно патриотическим воспитанием можно по-разному. Я считаю, что сформировать положительные качества личности в данном направлении возможно через поисковое движение. Поисковая деятельность создает все условия для развития личности. Поисковики на сегодняшний момент – единственная сила в современном российском обществе, которая не только на словах, но и на деле сохраняет память о Великой Отечественной войне. Работая в поисковом отряде, подросток приобретает опыт любви к Отечеству. И этот опыт приходит даже после одного участия в Вахте Памяти.

– Вы отметили, что важным аспектом является участие в Вахтах Памяти. Почему?

– Одно дело – теория, а другое – практика.

Каждый год в ряды поисковиков вливаются десятки юных бойцов, школьников, учащихся, студентов. В ряде городов Смоленской области командиры поисковых отрядов организуют для них учебу по «Курсу молодого бойца», но это занятия теоретические, в школьном классе, аудитории, а на деле – в поле, в лесах, как работать с поисковыми инструментами, как обрабатывать находки, как вести себя при обнаружении взрывоопасных предметов? Что такое – жизнь в лагере в лесу, с дождями, жарой, холодом, комарами, с перловой кашей, приготовленной на костре? Кто они такие настоящие поисковики, асы своего дела? Особенно это актуально для тех бойцов, которые живут в местах, где не было боевых действий. Масса вопросов, которые можно разрешить только одним способом: собрать юных и опытных поисковиков, позволить им вместе пожить, поработать в поле, в лесах, поучиться друг у друга, пообщаться, посоревноваться в спорте, да и просто попеть песни у костра… На практике сразу раскрываются истинные качества: или произошел перелом во взглядах, или нет. Если «нет», то … Не хочу об этом, потому что в моей практике такого не было и, надеюсь, не будет.

«Вечера Памяти», встречи с родственниками, перезахоронение – это наиболее мощные факторы формирования нравственного стержня личности, так как за короткое время рождается коллектив единомышленников, объединенный благородной целью – воскресить имена пропавших без вести и предать земле останки павших защитников Родины. Через сердца школьников проходит мысль: «У человека нет будущего, если он не помнит своего прошлого». Поисковое движение – это мощный потенциал в ученическом школьном самоуправлении.

Первая учебно-тренировочная вахта прошла в 1998 году в Вяземском районе, у деревни Коханово. Из 114 участников – 74 новички.

 С этого года учебно-тренировочные вахты на территории Смоленской области проводятся каждый год. Они собирают сотни участников. За 15 лет через учебные вахты прошло несколько тысяч молодых поисковиков из десятков регионов России, таких, как Тюмень, Кемерово, Оренбург, Челябинск, Томск, Республика Коми, Екатеринбург, Нижний Новгород, Саратов, Москва, Пенза, Белгород, Владимир, Иваново, Курск и других.

 Программа этих вахт становится все более интересной, разнообразной и насыщенной. Методические разработки по их проведению востребованы в различных региональных поисковых объединениях.

Учебно-тренировочная Вахта Памяти – это педагогический феномен и серьезная молодежная политика, так как она воспитывает уважение и благодарность к павшим бойцам, учит понимать подвиги, совершенные нашими дедами и прадедами, наполняет сердца подростков верой в правое дело. Это мощный инструмент для воспитания трудных подростков: они обретают смысл деятельности, понимают, что они нужны обществу, что их судьба небезразлична окружающим. Все те виды деятельности, которые включает в себя поисковая работа, способствуют актуализации личности подростка. Это воспитывающее занятие, которым ребенок занимается добровольно, стремится к результату, хочет достичь поставленной цели. Поиск формирует общечеловеческие нормы гуманистической морали, способствует объективной самооценке и саморегуляции поведения, позволяет каждому подростку реализовать себя как личность.

– Александр Иванович, у меня часто спрашивают, как можно стать членом поискового отряда «Воин», командиром которого вы являетесь?

– В поисковый отряд входят учащиеся школы 7-11-х классов. Для того чтобы подросток стал поисковиком, ему надо пройти определенный путь отбора, овладеть необходимыми знаниями, определенными умениями и навыками. Для этого существует в образовательном учреждении (Велижская СОШ №2) двухгодичная программа «Курс молодого бойца для членов поисковых отрядов учреждений образования» (по 240 часов на каждый год обучения).

Критериями отбора являются: высокие морально-волевые качества, дисциплинированность, физическая подготовка и овладение навыками поисковой работы. При вступлении в поисковый отряд учащиеся пишут заявление, принимают обязательства, готовы продолжать дело по увековечиванию памяти защитников Отечества, погибших в ВОв, и захоронению останков павших воинов. Заявления должны быть заверены подписями родителей. Сначала подростка привлекает романтика: палаточная жизнь, ночные костры, песни под гитару, новые знакомства и возможность увидеть интересные места. А также возможность проверить свою силу воли, выносливость, чувство ответственности и дружбы. И не удивительно, когда мы читаем в предварительных анкетах, что «Вахта памяти» для них – это возможность провести время вдалеке от дома, попутешествовать. Но это только сначала. Потом ответы совсем другие. Я уверен, что те, кто хоть раз стал участником Вахты Памяти, никогда не сможет осквернить места захоронений, пренебрежительно относиться к старшему поколению.

– Поисковый отряд «Воин» создан в 2003 году. О каких положительных результатах деятельности вы можете сказать?

– Бойцы отряда принимают участие в Вахтах Памяти на территории Смоленской области, составлены акты о проведении полевых работ и перезахоронении останков погибших воинов. Отряд награжден грамотами за вклад в увековечивание памяти воинов, погибших в годы ВОв, за работу по патриотическому воспитанию молодежи. Но самое главное – это благодарственные письма родственников и людей, которым небезразличны судьбы солдат Великой Отечественной войны.

Есть в поисковом движении статистика: количество поднятых солдат, прочитанных медальонов, найденных родственников, проводимых внеклассных мероприятий, конкурсов, викторин. Но есть и другая статистика, скольким подросткам привито понятие патриотизм. Как  выполнена роль не только командира, но и педагога, воспитателя. Важно, чтобы наши воспитанники сказали: «Я понял, что такое война»; «я научился работать»; «я первый раз в жизни готовил пищу и стирал»; «я помог своему другу»; «я поеду еще».

Школа гордится выпускниками поискового отряда «Воин». Многие из них, приезжая в город, приходят в школу, в частности, – в музей, перелистывают альбомы, просматривают любительские снимки... И на душе становится спокойнее и радостнее, что данное движение оказало положительное влияние на формирование личности.

– Александр Иванович, дальнейших успехов Вам в воспитании подрастающего поколения. Спасибо за беседу.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

597